Прогрессивные разработки в области искусственного интеллекта привели к созданию суррогатов, точных копий человека, управляемых силой мысли и нехитрым девайсом. Большинство людей отказалось от полноценной жизни, перепоручив все обязанности своим клонам. Небольшую группу революционеров, ратующих за обычные человеческие радости, держат в закрытой резервации. Мирное течение жизни почти идеального общества нарушает серия покушений на суррогатов, в результате которых гибнут и их хозяева (что противоречит техники безопасности). Расследование таинственных смертей поручено детективам Гриеру (Брюс Уиллис) и Питерс (Рада Митчелл). Потеряв своего суррогата (без единой морщинки и с модной шевелюрой), не молодой и смертельно уставший от всего и вся Гриер вынужден выйти на свет божий, дабы довести начатое дело до конца…
Для своего возвращения в большое кино Джонатан Мостоу выбрал филипдиковский (авторы комикса-первоисточника Вендитти и Велделе наверняка вдохновлялись творчеством этого фантаста) сюжет о клонах среди нас. Не оригинальная по нынешним временам постановка вопроса, тем не менее, содержит в себе важные для любого футуристического экшена детали, а именно: злободневную тему о путях и тупиках технического прогресса и, что, пожалуй, даже важнее, очевидную потенцию по части стрельбы, погонь и прочих брутальностей. Стоявшую перед Мостоу задачу мог бы сформулировать и двоечник: примерить одно с другим, замешать ядреный коктейль «два в одном» и, в конце концов, дать слово харизматику Уиллису, не бравшему сольных партий вот уже два года. Отлучённый от серьёзных денег и хороших сценариев режиссёр (издевательство над франшизой «Терминатор» не может просто так сойти с рук), строго говоря, свой шанс не упустил, сделав ровно то, что от него и требовалось.
Будучи ремесленником от бога Мостоу холит и лелеет фактуру, дорожит придуманными деталями, играет с внимательным зрителем в постмодернистское подмигивание. Детективная линия далека от совершенства, но даёт все необходимые ответы в диапазоне от «кто?» и «как?» до «зачем?». Вменять «Суррогатам» в вину очевидную облегченность и незатейливость всего действа, значит не понимать, для чего и зачем это всё снималось, монтировалось, выпускалось на экран. Мостоу не делает умного вида и не дует щёки. Напротив, его искреннее желание сделать просто «красиво» и просто «интересно» отчасти даже подкупает.
Прилежно изложив историю от А до Я, режиссёр может считать свою миссию выполненной. Рассказчик, надо признать, Джонатан неплохой…